ТЕОРИЯ АДВОКАТУРЫ
Приложение к журналу “Вопросы адвокатуры”
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Иммануил Кант. Критика чистого разума. М., 1994. Стр. 432.
2 Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Философия права. Предисловие.
3 Rudolph Ihering. Yeiat des tomischen Rechts. Bd. 11. 1881, S. 310.
4 Readings in Jurisprudence and Legal Philosophy // Selected by Cohen M.R. and Cohen F.S.— Boston—Toronto, 1951. P. 426.
5 Альберт Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Стр. 90.
6 Лев Петражицкий. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. Том 1. Стр. 301.
7 Лев Петражицкий. Указ. соч. Стр. 302.
8 А.Б.Венгеров. Теория государства и права: Часть II. Теория права. Том 1. М., 1996. Стр. 97.
9 Цит. по: Советское государство и право. 1989, № 2. Стр. 102.
10 Г.В.Ф.Гегель. Философия религии в двух томах. М., 1976. Том 1. Стр. 400.
11 Институт популярных исков в римском праве. Эти иски (actiones populares) давали возможность каждому желающему выступить представителем закона и привлечь к ответственности его нарушителя, причем не только в таких случаях, когда затрагивались интересы всего общества, а следовательно, и самого истца, как, например, при порче общественных дорог, но и тогда, когда дело шло о беззаконии, совершенном против частного лица, которое само не в состоянии оказать деятельного сопротивления, как, например, об обмане несовершеннолетнего при юридической сделке, о нечестности опекуна по отношению к опекаемому, о взимании лихвенных процентов. Иски эти содержали, следовательно, призыв к идеальному чувству, которое защищает право без всякого собственного интереса, просто ради правды. Иски эти исчезают в теперешнем праве, из чего можно сделать заключение — отпало предположение о сознании общей пользы, на какое они были рассчитаны.
12 Там же. Стр. 263—264.
13 Там же. Стр. 445.
14 Там же. Стр. 253.
15 Там же. Стр. 258.
16 Г.В.Ф.Гегель. Философия права. Стр. 263.
17 Там же. Стр. 446.
18 Правила адвокатской профессии в России. Составитель А.Н.Марков // Вопросы адвокатуры. № 1 (29), 2000. Стр. 95, 119.
19 Общая газета. 2001, № 46 (432).
20 A.Mai. Opicilegium Romanum. X. Romae, 1844. P. 8.
21 Ibidem.
22 См.: И.В.Гессен. История российской адвокатуры. Том первый. М., 1997. Стр. 28.
23 Цит. по: И.В.Гессен. Указ. соч. Том первый. М., 1997. Стр. 32.
24 То есть, по определению Цицерона, «подача советов относительно постановки исков и процессуального ведения дела, выработка наилучших формул для различных юридических актов; ответы на запросы частных лиц по поводу всяких юридических сомнений».
25 А.Н.Марков. Правила адвокатской профессии в России. М., 1913.
26 Исследуется по: Франц Кафка. Процесс. М., 1991.
27 «Часто возникают несправедливости из некоего крючкотворства и чрезмерно хитростного, но злокозненного истолкования права. Отсюда возникла известная всем поговорка «высшая законность — высшее беззаконие» — лат.
28 Лев Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. М., 2000. Стр. 606.
29 А.Н.Марков. Правила адвокатской профессии в России. Москва, 1913. Стр. 88.
30 Д.Невядомский. Вечные вопросы адвокатуры. По поводу «этюда по адвокатской этике» Гр. Джаншиева. М., 1886; Гр. Джаншиев. Ведение неправых дел (этюд по адвокатской этике). М., 1886.
31 О козлиной шерсти — лат. — о пустяках.
32 О тени осла — лат. — по вздорному поводу.
33 Каким был, например, «Русский адвокат».
34 Голос сословия — лат.
35 Голос и больше ничего — лат.
36 Глас вопиющего в пустыне — лат. См.: Ин. 1, 23; Мф. 3, 3; Лк. 3, 4; Мк. 1, 3.
37 А.Н.Марков. Правила адвокатской профессии в России. М., 1913.
38 Г.В.Ф.Гегель. Философия права, § 252.
39 М.Л.Гольдштейн. Принципы организации адвокатуры. СПб., 1900. Стр. 15.
40 См.: Павел Новгородцев. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVI—XIX вв. М., 1918.
41 Хольм Ван Зайчик. Дело лис-оборотней. СПб., 2001. Стр. 56.
42 Владимир Лосский. Господство и Царство (эсхатологический этюд) // Богословские труды. Сб. 8. М., 1972. С. 214.
43 Как в нашей стране, так и за рубежом неоднократно проводились диагностические семинары по психиатрии, предметом которых были принципы диагностики психических заболеваний и клинические отграничения одних видов таких заболеваний от других. См., например: Материалы диагностического семинара по психиатрии (Москва, 8—12 февраля 1966 г.). М., 1966. Как отмечал профессор Банщиков В.М., участники диагностических семинаров высказывали различные и порой взаимоисключающие суждения как по вопросам квалификации психического состояния одних и тех же больных, так и по обоснованию диагноза в том или ином конкретном случае.
44 Карл Шмитт. Политическая теология. Сборник. М., 2000. Стр. 15.
45 Владимир Ленин. Полное собрание сочинений. Том 9. Стр. 169—173.
46 См.: Н.А.Троицкий. Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. Тула, 2000. Стр. 61.
47 Греч. oxymoron букв. Остроумноглупое, сочетание противоположных по смыслу слов.
48 Владимир Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 8. Стр. 309, прим.
49 Русский адвокат. 1996. № 4. Стр. 9.
50 В.Д.Спасович. Застольные речи. Стр. 85.
51 Богдан Кистяковский. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вестник МГУ.— Серия 7: Философия. 1990. № 3. Стр. 59.
52 Богдан Кистяковский. Указ. соч. Стр. 58.
53 Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции // Вехи. Из глубины. М., 1991. Стр. 152.
54 Вехи. Стр. 119.
55 Вехи. Стр. 46—47.
56 См., напр: В.М.Гессен. Возрождение естественного права. СПб. 1902. Стр. 36.
57 Leonard Nelson. Die Rechtswissenschaft ohne Recht. Gцttingen; Hamburg. 1949. S. 201.
58 Leonard Nelson. Op. cit. S. 4.
59 Василий Маклаков. Ф.Н.Плевако. Лекция, прочитанная в мае 1909 года в Петербурге в Обществе любителей ораторского искусства. М. 1910. Стр. 44.
60 Василий Маклаков. Из воспоминаний. Нью-Йорк, 1954. Стр. 338—339.
61 Василий Маклаков. Некоторые дополнения к воспоминаниям В.М.Пуришкевича и кн. Юсупова об убийстве Распутина // Современные записки. Париж. 1928. № 34. Стр. 271.
62 Василий Маклаков. Предисловие // Из дневника Пуришкевича. Рига, б. г. Стр. 5.
63 Василий Маклаков. Указ. соч. Стр. 7.
64 Цит. по: История русской адвокатуры. Том 1. И.В.Гессен. Адвокатура, общество и государство (1864 — 1914). М., 1997. Стр. 172—173.
65 Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Сочинения. Том 39. Стр. 83.
66 Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Сочинения. Том 20. Стр. 97.
67 Там же. Стр. 324.
68 Владимир Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 6. Стр. 143.
69 Следует отметить, что Манхейм выделял партикулярную и тотальную идеологию: партикулярная идеология выражает идеи и представления отдельного индивида относительно его общественного положения; тотальная идеология — это идеология класса или эпохи.
70 Фридрих Ницше. Полное собрание сочинений. Том 9. М., 1910. Стр. 9.
71 Освальд Шпенглер. Закат Европы. Том 1. М.-Пг., 1923. Стр. 360.
72 Кстати, стоик Марк Аврелий был римским императором, а стоик Сенека был вельможей императора Нерона; буддизм в разное время был государственной религией в таких странах, как Индия, Китай, Корея, Вьетнам, и остается таковой в Японии, Таиланде, Мьянме, Непале и др.
73 Martin Heidegger. Holzwege. Fr. / M., 1957. S. 201—202.
74 Кеннеди был единственным американским президентом-католиком, а Хрущев даже поссорился с китайскими товарищами, из-за того что те объявили мировую ядерную войну прекрасным средством для победы мировой революции.
75 Алексей Лосев. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах.— М., 1975. Том 1. Стр. 5—58.
76 Гессен С.И. Мистика и метафизика. — Избранные произведения. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. Стр. 37.
77 А.Н.Марков. Правила адвокатской профессии в России. М., 1913.
78 См.: И.В.Гессен. Адвокатура, общество и государство. Стр. 240—245. — История русской адвокатуры. Том первый. М., 1997.
79 Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Кн. 1, XXXI.
80 Иван Солоневич. Народная монархия. Минск, 1998. Стр. 207.
81 А.Н.Марков. Правила адвокатской профессии в России. М., 1913. Стр. 229.
82 «Сущности не следует умножать без необходимости».
83 Русский адвокат. 1997. № 3—4. Стр. 28.
84 Русский адвокат. 1997. № 3—4. Стр. 28.
85 Русский адвокат. 1997. № 5—6. Стр. 3.
86 Русский адвокат. 1996. № 1—2. Стр. 71.
87 «Бытующие у доверителей, да и у некоторых адвокатов выражения «выиграть» и «проиграть» процесс считаются неприличными, оскорбительными, ни в коем случае недопустимыми. Адвокаты процессы не «выигрывают» и не «проигрывают». Употребление таких терминов есть проявление неуважения к человеку, который обратился за помощью к адвокату. Человек пришел с проблемой, горем и слезами. Адвокат — не игрок на чужом горе. Может, какой-нибудь «стряпчий» и играет на чужом горе, но не адвокат. Играть можно в карты, на рулетке, на бегах и иными способами. Судьбами людей играть нельзя».
88 Русский адвокат. 1996. № 1. Стр. 31.
89 Русский адвокат. 1996. № 4. Стр. 75.
90 Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. М., 1995.
91 Русский адвокат. 1996. № 4. Стр. 75.
92 В.Д.Спасович. Из застольных речей // Русский адвокат. 1997. № 5—6. Стр. 53.
93 Основатель психологии Вильгельм Вундт считал, что «нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли». Согласно средневековому философу Иоанну Дунсу Скоту, в человеке над всеми видами его деятельности господствует не ум, а именно воля. Человек делает только то, что желает. Знание — не причина желания, а только его условие, и воля следует вовсе не за тем, что ум признал в качестве достойной цели наших усилий. Ум только указывает на возможности выбора, но выбирает одна лишь воля — свободная, ни от чего не зависящая и ничему не подчиняющаяся.
94 Русский адвокат. 1996. № 1—2. Стр. 41.
95 «В первичной беседе с доверителем иногда выясняется, что дело ведет другой адвокат, но по каким-то причинам этот адвокат доверителя не устраивает. Ситуация деликатная, требующая особо взвешенного подхода. Первый адвокат мог проделать большую, если не сказать огромную, работу. У него своя методика ведения дела, своя стратегия и тактика. Он разработал определенную правовую позицию и создал под нее состязательные бумаги. Замена его другим адвокатом может только ухудшить положение доверителя, поскольку новому адвокату придется либо вникать в чужую методику и потом безуспешно пытаться ее развивать, либо ломать ее и строить свою. Все это не идет на пользу дела. В таких случаях лучше в дело не вступать, а попытаться отговорить доверителя от замены адвоката».
96 Русский адвокат. 1996. № 2—3. Стр. 6.
97 Какой идеологии будет служить адвокатура? Интервью с Еленой Мизулиной, профессором, депутатом, заместителем председателя Комитета Госдумы Российской Федерации по законодательству и судебно-правовой реформе // Русский адвокат. 1998. № 6. Стр. 10.
98 Русский адвокат. 1996. № 1. Стр. 3.
99 Русский адвокат. № 3—4. Стр. 23.
100 Русский адвокат. № 3—4. Стр. 32—33.
101 Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1990. Стр. 138.
102 О правовой причинности см.: Философия правозащиты, §§ 7, 8.
103 А.Н.Марков. Правила адвокатской профессии в России. М., 1913.
104 Артур Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. СПб., 1914, стр. 113—114.
105 Иван Солоневич. Диктатура импотентов. В сб. «Наша страна. ХХ век». М., 2001, стр. 413.
106 Мэтр Молло. Правила адвокатской профессии во Франции. Вопросы адвокатуры, 2000, № 1 (29), стр. 20.
107 Эдмон Пикар. Об адвокате. Парадокс. М., 2000, стр. 44.
108 Григор Чалхушьян. Идеалы французской адвокатуры. СПб., 1891, стр. 25—26.
109 Жюль Фавр. Адвокатские идеалы. М., 1880, стр. 30.
110 Гюстав Ле Бон. Психология масс. Самара, 1998. Стр. 58.
111 «Русский адвокат». 1998. № 7—8.
112 «Адвокатская тайна». Вопросы адвокатуры. 2001, № 2.
113 Г.В.Ф.Гегель. Философия права, § 46.
114 Г.В.Ф.Гегель. Философия права, § 241.
115 Например, на основании статьи 426 Гражданского кодекса России.
116 См.: Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма.
117 При одинаковой, тождественной базе писанных фундаментальных нравственных канонов стандарты оценки поступков до удивления противоположны. В одном произведении искусства нам предлагается в качестве образца нравственного поведения отношения заморской блудницы и отечественного юнкера. Блудница, несмотря на возникшую любовь к юнкеру, осталась верна ранее данному коммерческому слову и долгу перед заокеанской родиной. Юнкер же, знаток многих иностранных языков и способный танцор, воспылав страстью к блуднице, по сути, предал товарищей по роте, родное военное училище, изменил присяге, Государю и долгу перед Отечеством. Другие юнкера не осудили товарища, они его пожалели и со слезами проводили на каторгу. Произведение искусства живет собственной жизнью, независимо от того, что хотел выразить в нем его создатель. Нравственные доминанты в нем изображены разные. Но таков ли должен быть нравственный идеал не только российского офицера, а вообще россиянина? Это всего лишь иллюстрация сложности моральной оценки поступков и правил.
118 Русский адвокат, 1999, № 3.
119 Правила адвокатской профессии во Франции, § 81.
120 См.: Владимир Ленин. Полное собрание сочинений. Том 9. Стр. 169—173.
121 Эпоха. 1864. № 2.
122 См.: Федор Достоевский. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом. Книга двенадцатая. Судебная ошибка // Федор Достоевский. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12. М., 1982. Стр. 243—282.
123 См.: Русский адвокат. 1998. № 6. Стр. 24—42; Русский адвокат. 1999. № 1. Стр. 25—39.
124 См.: E.Tyan. Judicial Organization // Law in the Middle East / Ed. By M.Khadduri and H.J.Liebesny. With a Foreword by J.R.H.Jackson. 1. Origin and Development of Islamic Law. Washington, 1955. P. 243—248; An Introduction to Islamic Law by Joseph Schacht. Oxford, 1964. P. 188—189.
|